вторник, 31 марта 2015 г.

Что же должно насторожить родителей в    
развитии  речи малыша?

 1. Примерно к 8 месяцам ребенок должен активно "гулить"; он следит за губами взрослого, пытается подражать. Если такого не происходит, есть повод обратиться к невропатологу.
 2. Если ребенок к 1 году не оборачивается на звук, речь, обращение к нему, а для привлечения внимания к себе использует плач.
 3. Если у малыша к 1,5 годам трудности с сосанием и жеванием пищи, если он давится даже маленьким кусочком.
 4. Если в 1.5 года ребенок не может на слух выполнить задание по картинке (Где мишка? Где глазки? Где киска?).


 5. Если в 1.5-2 года ребенок не может понять и выполнить простую просьбу взрослого (возьми мяч, подними кубик, дай машинку).
 6. Если в возрасте 2-3 лет ребенок не может произносить отдельных слов и составлять из них простые фразы (пойдем гулять, давай играть и т.д.)
 7. Если в 3-4 года ребенок не может произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения (папа пошел на работу, я иду гулять).
 8. Если к 4 годам большинство звуков произносится неправильно.
 9. Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро, глотает окончания слов (или наоборот, говорит очень медленно, хотя в доме никто так не разговаривает).
 10. Если в 3 года говорит только заученными фразами из книжки, мультика и т.д. и не строит собственную речь, предложения. Также должно насторожить, если он вместо своих фраз лишь повторяет в точности сказанное взрослым. Это серьезный повод обратиться к специалисту.
 11. Если у малыша в любом возрасте постоянно приоткрыт рот, имеется повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.
        Родителям не следует надеяться, что проблемы, связанные с задержкой речи, рассосутся сами собой. Если вы испытываете сомнения, обратитесь к специалисту (невропатолог, психолог, дефектолог, логопед, лор-врач, а иногда и психиатр). Но и сами действуйте! Старайтесь создавать мотивационную среду для развития речи, эмоционально поощряйте ребенка за успехи, произносите сами слова четко и без скороговорки.
       Активно играйте с ним в пальчиковые игры, проводите ежедневно артикуляционную гимнастику, развивайте мелкую моторику, разговаривайте с ребенком не с высоты своего роста, а на уровне его глаз, слушайте и повторяйте различные звуки. Задавайте ребенку вопрос и первое время сами отвечайте на него (Где ручки? - Вот! Как сказала собачка? - Гав-гав! Как зовут куклу? - Ляля!). Через какое-то время спросите его об этом снова и скажите, что забыли ответ. Подождите. Если ребенок не отвечает, повторяйте все сначала.

         Мотивируйте! Не останавливайтесь! Не отчаивайтесь! А главное, не запускайте ситуацию, ведь потом может быть поздно.
           Взрослые, общаясь с детьми, не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования у детей правильного произношения.
Рост словаря ребенка от года и старше
 1год -5-9 слов
 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов)
 2 года от 50 до 200 слов
 3 года от 800 до 1000 слов
 3,5 года - 1100
 4 года 1600 - 1900
 5 лет 1900 - 2200
                                     Развитие фразовой речи
·        Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) - начало с 1 года 9 месяцев до двух лет
·        Появление и развитие предложений - с двух лет
·        К трем годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы "почему?" "когда?", использует практически все части речи, предлоги и союзы.
·        Использует единственное и множественное число
·        К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
·        Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
·        Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является  то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно.
                  Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
 а) раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н', к,   
      г, х, с, -йот;
 б) среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л';
 в) позднего онтогенеза речи: р, р', ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.



Комментариев нет:

Отправить комментарий